Михаил Задорнов
Главное меню | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
|
Спонсоры проекта |
---|
Рекламные экраны
26.02.2016
В XVIII в. средняя часть фрески была сильно повреждена, а затем и нижняя половина пришла в такое разрушенное состояние, что судить о замысле художника легче по графической копии, сделанной в XVIII в. Франческо Новелли, чем по оригиналу.
В документах, относящихся к арбитражу, состоявшемуся 14 февраля 1456 г., перечислены все работы, выполненные к этой дате Мантеньей. Среди них упомянуты последняя сцена из жизни св. Якова на левой стене капеллы и «Гигантская голова» на левой стороне триумфальной арки.
«Гигантская голова» написана в манере кьяроскуро и соответствует такой же голове, изображенной Пиццоло в правой части арки. Вероятно, следуя примеру Пиццоло, Мантенья создал здесь свой автопортрет, что подтверждается сходством этого изображения с другими его более поздними изображениями. Мужественное лицо с крупными резкими чертами дано в энергичном полуобороте в сторону зрителя. Презрительно выступающая вперед губа и глубокие, выдающие раздражение складки, прорезавшие лицо, делают черты его очень живыми и выразительными, раскрывая волевой, строптивый характер, суровую душу и страстный темперамент. При сравнении «Гигантской головы» Мантеньи с аналогичной по замыслу работой Пиццоло бросается в глаза разница между этими двумя произведениями. Образ, созданный Пиццоло, кажется холодным, безжизненным, скульптурным изваянием рядом с тем сгустком жизни и энергии, который с огромной силой, смелостью и возросшей обобщенностью формы воплотил Мантенья в своем вероятном автопортрете.
Роспись капеллы завершилась созданием двух сцен из жизни св. Христофора на правой стене ниже фресок, выполненных ранее Ансуино да Форли и Боно да Феррара. Рекламные экраныпередают в них заключительные сцены легенды о великане-лодочнике, необычайную силу которого старались использовать и король и дьявол, а он отдал ее на служение христианству. К сожалению, уже в XIX в. нижняя левая часть фрески находилась в таком разрушенном состоянии, что судить о фреске в целом можно только по ее небольшой копии в музее Жакемар-Андре в Париже, выполненной если не самим мастером, то кем-то из художников его круга.