Михаил Задорнов
Главное меню | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
|
Спонсоры проекта |
---|
Бесстрастный экран
18.02.2019
В 1969 году выдающийся американский кинооператор, ныне ставший также и режиссером, Хаскелл Уэкслер снял знаменитый фильм о бунтах в Соединенных Штатах студентов и негров и назвал его «Бесстрастный экран» («Холодным взором»). Это рассказ о внутренней моральнопрофессиональной драме кинорепортера крупной телевизионной организации, по-видимому в Чикаго. Независимый благодаря тому, что он крупный специалист, наш герой забирается со своей камерой в самую гущу происходящих событий. Он попадает в замаскированные резиденции «черных пантер», снимает кровавые уличные стычки с полицией и национальной гвардией. Однажды он порывает со своей фирмой, так как узнает, что его пленки, где заснята жизнь в кварталах бедноты, без его ведома просматривались работниками ФБР.
Но фабула в этом фильме не слишком важна, съемки же в нем по большей части подлинные, документальные. Произведение Уэкслера — образец использования весьма горьким и ироническим образом теории культуры Маршала Маклюэна. Даже в титуле фильма чувствуется цитата из Маклюэна: его разделение средств массовых коммуникаций на «горячие» и «холодные». Собираетесь в путешествие с домашним питомцем? Клетки для собак понадобятся в таком случае.
Упоминание о связи Уэкслера с Маклюэном понадобилось для того, чтобы обратить внимание на связанную с этим событием значительно более широкую проблематику. Дело в том, что кинематограф и процесс создания фильмов фактически превратились в универсальный и главный «язык волны» студенческих и молодежных бунтов конца 60-х годов. Кино возросло до роли документации и коллективной агитации. Молодое поколение впервые обрело общий «язык» и собственное средство коммуникации, тем более в таком масштабе и в столь важный момент. Вспомним времена романтической поэзии: тогда молодежь сообща писала и читала возвышенные стихи. Ныне снимают и смотрят фильмы: жестокие, бессвязные, вульгарные и бессмысленные и тем не менее понятные молодежи в силу некоего кодированного принципа. Быть может, это уже не прежнее кино и не искусство в прежнем значении этого слова. Но в эти лихорадочные годы бунтарское кино стало понятным для молодежи способом ее коммуникации, более того — материальным элементом ее среды.