Михаил Задорнов
Главное меню | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
|
Спонсоры проекта |
---|
«Дедифференциация» зрения
09.09.2020
Для Морриса процесс был не столько продолжением скульптуры, сколько выходом «за пределы объектов». Этот выход подразумевал, однако, не концептуальную редукцию искусства к некоей сущностной идее, а исследование его основополагающей визуальности, «признание условий визуального поля» как «структурного базиса» искусства. Поэтому Моррис будет использовать нитяные отходы или грязь — материалы, которые ни с какой точки зрения не могут быть восприняты как изображение, — не столько для того, чтобы побудить зрителя к движению (как Серра), сколько с целью перейти от фокального взгляда на конкретный объект к «рассеянному обзору» визуального поля.
Борьба минималистов с пространственным иллюзионизмом трансформировалась в данном случае в постминималистскую «дедифференциацию» зрения как «структурную особенность работы» (термин «дедифференциация» был заимствован у теоретика искусства Антона Эренцвейга, чья книга «Скрытый порядок искусства» [1967] повлияла на Морриса, Роберта Смитсона и других). Процесс, таким образом, касается здесь не столько материальности, сколько визуальности — точнее, визуальности, которая одновременно материализована в веществе и разбросана в пространстве, децентрирована по отношению к субъекту, словно зрение так или иначе присутствует в самом мире, так что мир также смотрит на нас. Примечательно, что эти выводы перекликаются с «Феноменологией восприятия» Мориса Мерло-Понти (переведенной на английский в 1962 году), а также с «психоанализом взгляда» Жака Лакана (посвятившего этой теме свой парижский семинар 1964 года).
Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Игровые автоматы Aplay casino развеят усталость и поднимут настроение.
В этот переходный момент от модернизма к постмодернизму особой изобретательностью отличалась Ева Хессе. Ее искусство сохраняет влияние по сей день, потому что, как и в практике Луиз Буржуа, подрыв конвенционального отношения фигуры и фона позволил ей найти новые подходы к телу, понятому как материал фантазий и маний, желаний и психических импульсов, воздействующих на него. За год до того, как Серра составил свой список глаголов для будущих проектов, художник-концептуалист Мел Бохнер создал «Портрет Евы Хессе» ( 1966), состоящий из разных глаголов ( «прятать, хоронить, покрывать ...»), написанных по окружности с глаголом «окутывать» в центре. Эти глаголы предполагают эротически нагруженные действия, свойственные телу как психической территории, а не рационально обособленные процедуры, выполняемые телом как исполнителем.