Последние новости для постоянных посетителей:

Присылайте свои наблюдения на Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script и после модерации все посетители ресурса смогут их просмотреть и оценить.
Уважаемые пользователи сайта, обратите внимание, что данный ресурс не является официальным. Все вопросы к Михаилу Задорнову можно задать здесь

Главное меню
Главная
Биография
Тексты рассказов
Скачать аудио
Видео
Концерты
Интервью
Книги
Гостевая книга
Наблюдашки
Карта сайта
Статистика



Яндекс.Метрика
Спонсоры проекта
Web камера харьков вебкамеры купить.
"ТРОЕ В ЛОДКЕ НЕ СЧИТАЯ БЕТХОВЕНА" «Московский Комсомолец», 20 декабря 2004 г
Михаил Задорнов: “Сколько российских мозгов уже утекло за рубеж, а здесь их меньше не становится!”

Слово “реформа” у Михаила Задорнова вызывает аллергическую реакцию — наверное, как и у большинства российских граждан. Будь Михаил Николаевич составителем толкового словаря, он определил бы это слово как “один из наиболее эффективных способов отсасывания “бабок” из казны”. Но если с помощью экономических реформ народ оказывается ограбленным материально, то реформа образования обкрадывает его духовно и потому наиболее опасна. Задорнов считает, что пришло время требовать всенародного референдума за отмену реформы образования. 

— Так ли страшен черт, как вы его малюете?

— Да еще страшнее! После развала Советского Союза стало ясно, что советская система образования во многом была лучше западной. И если порой она уступала в профессиональной подготовке, то с точки зрения общего образования была гораздо широкомасштабней. У нас даже взятки чиновникам давались книгами! А на грампластинки с записями Рихтера и Нейгауза надо было отмечаться в очереди, как на дубленку. Лично я полжизни комплексовал из-за того, что считал себя недообразованным, а теперь люди, получившие образование по западной системе, воспринимают меня чуть ли не как ходячую энциклопедию! Несмотря на то что я учился в авиационном институте, русский язык я чувствую лучше, чем та молодежь, которая закончила сегодняшние филфаки по реформаторской программе и, в отличие от меня, говорит “о’кей”, “вау” и сок “фреш” вместо простого родного слова “свежевыжатый”.

Знакомая библиотекарша мне рассказывала: сегодня приходят молодые люди и спрашивают, например, стихи Чехова. Одна девушка просила ее найти бестселлер Островского “Беспредельница”, другая — роман Экзюпери “Маленький шприц”… Студент еще к ней приходил, спрашивал, нет ли фотографии скульптуры “Самсунг разрывает пасть льву”.

Недавно я ездил во Владивосток, зашел в кафе, хотел заказать рыбы, а ее нет в меню. Официантки, молоденькие такие, все немного на одно лицо — то ли Кати Лель, то ли Аллегровой. Я их спрашиваю: девчонки, чего ж у вас в Уссурийском крае и рыбы нет? Они не понимают: почему тут должна быть рыба? Мне интересно стало, начал выпытывать: а Фадеев — это кто? Оказывается, это поселок такой, неподалеку! А Лазо? Это автобусная остановка! Зато они прекрасно знают все пять “Фабрик звезд” поименно!

Чем человеку меньше лет, тем сильнее его покорежило западным подходом к просвещению. Вот играют дети лет девяти-десяти, мать слышит их разговоры: я — Микеланджело, а я — Рафаэль… Радуется: ребятишки в художников играют! Сказала им об этом, а дети не понимают: какие такие художники? Рафаэль и Микеланджело — это черепашки-ниндзя из американского мультика! Еще один мальчик на вопрос “кто такой Бетховен?” ответил, что это собака.

Сильнее всего процесс массовой дебилизации заметен в Латвии, Литве, Эстонии — они раньше, чем Россия, перешли на западную форму образования. Захожу в книжный магазин в Юрмале и слышу, как покупатель спрашивает книгу “Трое в лодке (не считая собаки)”. А молодой продавец на голубом глазу отвечает, что по собаководству ничего нет…

— По-вашему, в этом виноват Запад?

— Не Запад, а наше примитивное желание подражать Западу. Причем даже в том, что у них хуже, чем у нас. О голливудских фильмах интеллигентные американцы, кои там все-таки водятся, говорят, что их делают для эмигрантов, иностранцев и негодяев. А откуда пошло повальное тестирование вместо экзаменов? Подумать только — сейчас в школах стали сдавать экзамен по литературе на компьютере!

Литература — это же эмоции, чувства, а не информация! Нет, тестируют по вопросам: “Конечная станция следования поезда, под который бросилась Анна Каренина?” Они бы еще спросили, под вагон какого номера! Самый гениальный вопрос мне прислала учительница одной сельской школы: “На какой руке болел палец у Добчинского?” Варианты ответов: а) правой; б) левой; в) другие.

Следовать западной форме образования — это все равно что поменять свежий борщ на поп-корн, квас — на фанту... Западное образование предназначено для деловых людей, для тех, кто в первую очередь хочет делать деньги. Как, впрочем, и английский язык. Даже фраза “ай лав ю” у них — это просто передача информации. Менять порядок слов в предложении нельзя — значит, и оттенков никаких. А у нас и так можно сказать, и этак — в зависимости от того, как ты ее “лав”. Наш язык передает столько нюансов чувств! Вы же никогда не переведете на английский слово “недоперепил”! От одного бизнесмена я услышал потрясающее слово, он сказал: “Меня чиновник такой-то не принял, потому что я ему недозанес!”.

Наш язык — это отражение духовного начала. Заглядывая в пустую комнату, мы говорим: ни души. А англичане и американцы говорят nobody, то есть “нет туловища”. Для них человек — это биологическая система. В русском языке сокрыто столько секретов! Например, слово “спасибо” произошло от “спаси Бог”. “Богатый” — значит “Бог в тебе”. В ком Бога мало, того ждет беда, тот бедный. “Богатырь” — от слов “Бог” и “тырить”, только тырить раньше означало копить. Значит, накопивший в себе Бога… А реформа задумана бедными духом людьми...

— Не только язык! У нас и точные науки преподавали замечательно.

— Конечно! Те же западные страны берут наших преподавателей не менее охотно, чем наших хоккеистов — НХЛ! А если наш ребенок попадает в западную школу, его там чаще всего считают гением.

Мой знакомый компьютерщик, который работает в Денвере, рассказал такой случай. Он решил прикольнуться и спросил у американского профессора: сколько будет два плюс два умножить на два? Тот отвечает — восемь, хотя на самом деле шесть, ведь из учебника начальной школы известно, что сначала проводится умножение. У них начался долгий спор, наконец американец не выдержал и предложил: давай проверим на калькуляторе! У него получилось восемь. Наш спрашивает: а вы чему больше верите, калькулятору или компьютеру? Тот отвечает: конечно, компьютеру! Для американцев есть две святые вещи — компьютер и психоаналитик. Профессору в этой ситуации потребовалось и то, и другое… Завели данные в компьютер, получили ответ — шесть. У американца было ощущение, что на небесах изменили таблицу умножения, а его не предупредили... 

Еще один притчевый случай. У моего доброго знакомого в его рижской фирме много сотрудников. И так получилось, что на одном этаже скучковались латыши, а на другом отпочковались русские. На том этаже, где русские, вечно накурено, беспорядок, столы стоят вкривь и вкось, потому что, видите ли, там кабель проходит, мешает поставить ровно! Латышам никакой кабель не мешает, у них столики ровнехонько расставлены, чистота, никакой помойки на столах. Но когда надо было ввести новую программу, латыши занимались месяц и не смогли. Двое русских ребят в курилке об этом услышали: давайте поможем! И за двадцать минут все установили. Хозяева фирмы, американцы, смотрели на процесс установки программы как на ремонт шаттла во дворе. А когда свершилось, спросили у моего знакомого: они что, гении? И через месяц забрали их в Америку. Хочу обратить внимание: несмотря на то что столько наших мозгов туда утекло, здесь их меньше не становится! Россия не просто родина, это плодородина! 

— Но мы все-таки постепенно тупеем…

— Если реформу остановить, это процесс обратимый. Слишком большой задел имеется… Как-то в Риге, где образование падает сумасшедшими темпами, где идет борьба с русским языком, я замутил такое дело: дал объявление в местной газете, что всем подросткам от 12 до 17 лет, которые прочитают “Фрегат “Паллада” Гончарова, выплачу по 10 долларов. Обо мне говорили, что это безнравственно, я согласен, но все же это нравственней, чем проводить реформу образования в России! Между прочим, Гончаров долгое время жил в Риге, он влюбился в одну латышку, прижил с ней троих детей и лучшие свои произведения написал в Юрмале, но об этом мало кто знает. 

Я договорился с местной учительницей, чтобы вместе проверить, прочитали ли ребята книгу, ей тоже премию пообещал. И вот через две недели (за этот срок надо было прочесть книгу, иначе у меня “бабок” бы на всех не хватило!) мы собрались в редакции газеты, и учительница, молодая девчонка, начала задавать детям вопросы по принятой в Латвии западной системе тестирования. Вопросы типа “какой длины была палуба фрегата?” или “как звали боцмана?”. Вижу, отвечают со скрипом, ну не помнят они! Спрашиваю девочку лет тринадцати: а вот где бы тебе хотелось побывать? У нее глаза сразу загорелись: в Кейптауне! Говорю: а я там был! Она еще больше воодушевилась: ой, а Столовую гору видели? И все включились в разговор, и стало ясно без всяких тестов, что книгу они прочитали. 

А когда я стал раздавать “бабки”, один паренек говорит: я не возьму! Я читал просто так, для удовольствия! И тут же добавил: но другие пусть берут, я их не осуждаю! Ну что ж, говорю, тогда разреши руку пожать!

Вот что нам надо сохранить во что бы то ни стало. А не гнаться за званиями магистров и бакалавров, потому что среднестатистический западный бакалавр по сравнению с нашим младшим научным сотрудником — просто покемон!


Дмитрий МЕЛЬМАН.
 
« Пред.   След. »