Последние новости для постоянных посетителей:

Присылайте свои наблюдения на Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script и после модерации все посетители ресурса смогут их просмотреть и оценить.
Уважаемые пользователи сайта, обратите внимание, что данный ресурс не является официальным. Все вопросы к Михаилу Задорнову можно задать здесь

Главное меню
Главная
Биография
Тексты рассказов
Скачать аудио
Видео
Концерты
Интервью
Книги
Гостевая книга
Наблюдашки
Карта сайта
Статистика



Яндекс.Метрика
Спонсоры проекта

""БЕЗУМНЫЙ МИР" МИХАИЛА ЗАДОРНОВА" «Вести» СПб, 14 января 2006 г

| Печать |
Он прошел весь путь начинающего автора как писатель-сатирик. Восемь лет его нигде не печатали, говоря: "Смешно. Но такое печатать нельзя". А сегодня он - автор более десятка книг. В них есть все - и лирика, и сатира, и очерки, и путевые заметки. "Талант - это сочувствие. А сатира - не повод для нападения, а скорее - средство защиты и утешения", - говорит сам автор.
Он не только писатель, но еще и гениальный артист, умеющий через смех доносить порой совсем невеселые мысли до тысяч, десятков тысяч своих друзей, как он сам называет зрителей, которые приходят на его выступления. Готовясь к встрече с ним, будь то концертная площадка или телепередача, мы прежде всего готовимся посмеяться от души. И действительно - ни одного равнодушного не бывает. Всем весело. Вот только потом становится немного грустно и обидно. Обидно за себя, за нас всех. Выходя из зала - задумываешься. Хочется что-то в этой жизни изменить, сделать чуть-чуть лучше, добрее, разумнее "этот безумный, безумный, безумный, безумный мирр". Именно так называлась программа, с которой перед новогодними праздниками, 25 и 26 декабря, в Большом концертном зале "Октябрьский" выступал замечательный, любимый всеми - от мала до велика - сатирик, артист, писатель Михаил Задорнов.

- Михаил Николаевич, а кем Вы себя считаете в большей мере - артистом или писателем?

- Я себя считаю сочинителем. Но когда сижу за рабочим столом, когда издаются мои книги - писателем. Для меня писатель - не тот, который что-то пишет - писать можно и письма, и sms-ки. Писатель - это человек, у которого есть свои собственные мысли, свое собственное отношение к жизни. И я к этой профессии отношусь очень трепетно. Тут несколько причин. Во-первых, мой отец был писателем, во-вторых, у нас писатель всегда был совестью России. Такого нигде и никогда не было, невозможно представить, чтобы в какой-либо другой стране ориентировались на мысли писателей, а не политиков. Это сейчас у нас немного "сбилась программа" и первыми в государстве считаются политики. А на самом деле надо прислушиваться к тому, что говорят писатели, которые пишут от души, не за деньги. 

- Что Вам больше по душе - писать или выходить на сцену?

- Конечно, самое большое удовлетворение - когда пишешь. Вы знаете, честно говоря, даже на сцену бы не выходил... Но! В общении со зрителями в зале, по телевидению есть несколько сторон, которые не дают мне бросить выступать. Первая - что уж скрывать, все это очень приятно - аплодисменты, гонорары. С этого очень трудно сойти, это как наркотик. Вторая - надеюсь, что это приносит пользу людям. Кроме того что зрители получают удовольствие, кто-то из них, может быть, после этого и на себя еще со стороны посмотрит. Не все конечно - процентов 5-10, но и это кое-что значит. И, наконец, третье - выступления на сцене, по телевидению поддерживают популярность. А значит, раскупаются и книги, в которых написаны, как мне кажется, более разумные, может быть, даже более глубокие вещи. Так что популярность необходима, а следовательно - необходимы выступления.

- Как артист вы очень четко расставляете паузы в Ваших монологах. Вы заранее знаете, когда именно зал будет смеяться, продумываете это заранее, когда только пишете, или Вам кто-то режиссирует?

- Зрители сами расставляют паузы. Я очень хорошо чувствую зал и понимаю, когда зрители собрались, нет... еще только собираются засмеяться. Знаете, некоторые астрологи, посмотрев мой гороскоп, глаза широко открывают: "Так Вы же медиум, Вы же экстрасенс!" Я действительно очень хорошо все чувствую... но мне нельзя пользоваться этими своими способностями - к примеру, лечить кого-нибудь - никогда и нигде. Могу использовать их их только в книгах и на сцене. 

- Вы начинали со студенческой самодеятельности, а сейчас - известный артист. Когда было легче выходить на сцену - тогда или сейчас?

- У меня никогда не было проблем с этим. Такой вопрос задают довольно часто, и никак не могут понять, почему я не могу на него ответить. Все люди, которые выходят на сцену, все, кто пишет, кто занимается искусством, для меня делятся на две категории - те, кто делает это ради самовыражения, и те, кто самоутверждается. Тем, кто занимается самоутверждением, сегодня сложнее. Они не могут писать про богатых - те их не признают, не могут писать про власть - могут быть неприятности, не могут писать про этих, про этих, этих... А самоутверждаться надо. И в результате они вынуждены прибегать к чему? Правильно, к пошлости. У меня же задачи самоутверждения никогда не было, для меня главное - самовыражение. Моими кумирами были такие поэты, писатели - я имею в виду современников, - как Евгений Евтушенко, Борис Васильев. Кого-то уже нет в живых... Кир Булычев недавно умер, Леня Филатов, мой друг... Их нет, но их еще помнит сегодняшнее молодое поколение. Почему именно они мне близки, почему они - мой идеал? Да потому, что они никогда не приспосабливались, не зависели от дружбы с правительством.

- Когда Вы выходите на сцену, что для Вас важнее - уровень зрителей или их количество в зале?

- Желательна была бы гармония. Чтобы было много зрителей и они все были очень образованны. (Смеется.) Но это нереально. А утопии - не для меня. Я люблю, когда мечта становится реальностью. Поэтому для меняя важнее, чтобы зал был полон. Но иногда я безумно сержусь, когда зал полон, но полон людьми тупыми. Я очень устаю, переживая, что зрители не понимают, о чем я говорю, что они готовы только смеяться, но не мыслить. Кстати, чтобы не быть бездоказательным: я всегда слежу за тем, чтобы на мои концерты было много дешевых билетов. А это значит, что для меня важно, чтобы в зале были образованные люди, потому как у образованных людей с деньгами сегодня неважно. То есть я все-таки стремлюсь к тому, чтобы достичь гармонии в зале. На первых рядах пускай сидят богатые и недоразвитые. Подальше - бедные и умные. Кстати, на моих концертах смех всегда начинается с дальних рядов. Передние еще даже не успевают понять, о чем идет речь, а те, у кого билеты дешевые, уже сообразили, потому как образованы получше.

- А есть ли какое-нибудь отличие между столичным зрителем и провинциальным?

- Провинция провинции рознь. Мы можем называть провинцией все, кроме Москвы, но в таких "провинциальных" городах, например, как Новосибирск, Хабаровск, Владивосток, Саратов, Самара - я много раз в них бывал, - есть настоящая интеллигенция. В Москве ее все меньше. Нет, она, конечно, тоже есть, но ее надо всколыхнуть, найти... Именно поэтому в Москве я стал выступать в театре на Таганке. Кстати, возвращаясь к предыдущему вопросу. Смотрите, как интересно получается. На Таганке всего 700 мест. И хотя я спокойно могу собрать зал гораздо больший, я выступают именно там. Почему? Да потому, что туда приходят люди, которые знают, что, помимо попсы, существует еще и театр, это люди градусом образованнее. И пусть, выступая перед ними, я получаю меньше денег - зато удовольствия это приносит гораздо больше. Вот я и нашел критерий ответа на ваш вопрос. 

- Вы много путешествуете. Менталитет какой страны, по Вашему мнению, больше всего схож с российским?

- Как ни странно и как бы парадоксально это ни показалось, но больше всего на русских похожи американцы. Я не люблю американский стиль жизни, но сами американцы очень простодушны. Вот почему они, например, "стучат" на своих соседей и делают прочие глупости? Так ведь и мы стучали в 30-е годы. Многие были уверены, что это на благо родины делается, так и американцы сегодня во имя родины "стучат". У нас много схожего. Они быстро «кодируются» своим государством, мы - тоже. Они любят поесть, мы - тоже. Они умеют быть сентиментальными и плачут над теми же фильмами, над которыми плачут русские. Мы очень во многом схожи, но у нас абсолютно разные стили жизни, и поэтому мы - разные.

- Продолжая тему путешествий. В каких странах Вы не были, но обязательно хотели бы побывать?

- Я не был в Китае, и собираюсь туда поехать. Еще готовлюсь к путешествию в Антарктиду. Кстати, в Антарктиду со мной высказал желание лететь Галкин. Так что, может быть, даже выступим, естественно бесплатно, перед местными жителями - их там человек 60, наверное, в поселке. Там холодно - надо же народ согреть. А еще хочу на пингвинов посмотреть - я их на свободе никогда не видел. В Кейптауне я никогда не был, на Мадагаскаре. Не был на мысе Огненной Земли. А еще я очень хочу побывать на Чукотке. Я не был на Алтае, и вот на Новый год решил туда отправиться... Меня звали на Лазурный берег, в Куршавель, - даже бесплатно, если бы я там выступил перед бизнесменами. Но, во-первых, оплатить поездку я могу и сам. А вот заплатить, чтобы они на мои выступления не ходили, - не могу. Вот я и решил лететь на Алтай. Это место для меня святое, оттуда весь род русский пошел. Не народ - именно род.

- Смогли бы Вы променять отпуск за границей, скажем, на простую деревню Простоквашино.

- Я много раз так поступал. Мне вообще заграница, в том смысле, в котором она сегодня понимается, малоинтересна. Я и в Монте-Карло летал только с одной целью - выбросить навсегда засевшую, как заноза, из головы мысль - мол, никогда не играл в Монте-Карло. Ну прилетел, дернул два раза за ручку автомата, проиграл свои два доллара, и все. Больше Монте-Карло мне абсолютно неинтересен. То же и с Лазурным берегом... Знаете, астрологи - настоящие, творческие - говорят: передвигаясь на восток, ты улучшаешь свой гороскоп, а передвигаясь на запад - делаешь его более примитивным. Поэтому на Западе гороскопы сбываются, а на Востоке можно встретить людей, которые сами руководят звездами, а не подчиняются им.

- А что-нибудь связанное с Петербургом в Вашей жизни запомнилось? Может быть, что-нибудь забавное...

- Когда-то очень давно я приезжал в Петербург с самодеятельностью. Дело было в белые ночи. И нам негде было ночевать. Мы очень уставали, перепивались к утру... И как-то я спал на скамейке на Сенатской площади. Утром меня будит милиционер. А я, хоть и пьяный был, ложась на скамейку, ботиночки снял. Он мне: "Где твои ботинки?" А я отвечаю: "Ты взял". - "Откуда ты знаешь?" - "А я экстрасенс". Он меня сразу зауважал, перепугался, что я действительно экстрасенс - тогда как раз время было, когда Кашпировский с экрана телевизора народ лечил. И ботинки вернул, и штраф не взял.

- У Вас много друзей в Петербурге?

- Не очень... Нет, неправильно я сказал. У меня до фига друзей. Всех, кто приходит на мои выступления сюда, в БКЗ "Октябрьский", я считаю своими друзьями. Так смеяться, так понимать тебя могут только друзья.

Недавно вышла новая книга Михаила Задорнова. Называется она так же, как и программа, с которой Михаил Николаевич выступал в "Октябрьском". В нее вошли произведения разных лет - от написанных в 80-х до самых последних - и разных жанров - от путевых заметок до пьесы. Так что, если вам захочется встретиться с Михаилом Задорновым, вы можете сделать это в любой момент, открыв книгу и окунувшись в "Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир".


Александра ТАНИНА
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »