Михаил Задорнов
Главное меню | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
|
Спонсоры проекта |
---|
Факел великих идей
16.07.2016
Весна 1922 года. Необычайно яркое солнце заливает развороченный, грязный, слежавшийся снег московских мостовых. Бурые ручьи с каким-то озорным гоготом катятся вниз по Рождественке и Кузнецкому мосту, несут обрывки афиш - «Вечер поэтов», «Есть ли бог? (выступает А. В. Луначарский и протоиерей Введенский)». Рваные беспризорники отщелкивают на деревянных ложках романс о машинистке и замзаве.
Из Варсанофьевского переулка, громя видавшую виды многострадальную мостовую, рывками, с необычайными залпами выхлопов вылетает оперативная полугоночная машина без кузова (а так - шасси и скамейка с ремнями), обвешанная чекистами в шинелях и кожанках. Против Вхутемаса -пивная (начался НЭП). За столиками, сдвинутыми «глаголем», маститые художники. Споры, горячие признания, гневные обличения. Постороннему слушателю не понятны азарт и приподнятость, с которыми, рвя на себе галстуки, ораторствует компания, стараясь перекричать друг друга. И вдруг на паузе, Осмеркин, падая на могучую грудь Кончаловского, истерично рыдает... «Петр Петрович, ведь Рембрандт - это же столярный клей!» вопль обуреваемого сомнениями бубновалетца при переходе к классической форме... А это не так смешно, как кажется. В годы великого идейного перелома русская художественная интеллигенция мучительно искала контактов с революционным шагом рабочего класса. В своих метаниях от модерна к иконе, от конструктивизма к Ренессансу она часто бросалась в крайности. Как пример такого метания можно вспомнить внезапное (но по-своему логично) преклонение «Бубнового валета» перед Рембрандтом, Брейгелем и даже «малыми голландцами». Сделали ремонт? Стоит купить и новую мебель. Элитная мебель Карпентер (Carpenter) идеально впишется в любой интерьер и выгодно подчеркнет вкус ее владельца.
Комиссионные магазины Москвы и Ленинграда были набиты картинами из частных собраний. Нэпманы коллекционировали эти законченные холсты как валюту. «Музей живописной культуры» при Наркомпросе обильно закупал мудреные опусы супрематистов Малевича, Кандинского и др.