Михаил Задорнов
Главное меню | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
|
Спонсоры проекта |
---|
Дорожные сумки на колесиках
06.05.2017
Ратников - волевой, увлекающийся, но самодовольный руководитель - заботился больше о том, какое впечатление произведут на потомков построенные им здания, а не о том, чтобы обеспечить жильем горожан, ютившихся в подвалах и в перенаселенных коммунальных квартирах. Пьеса Софронова и спектакль Театра им. Моссовета предваряли борьбу партии против излишеств и украшательства в архитектуре. Чувствовалось, как отметил критик А. Н. Макаров, стремление драматурга и театра «правдиво, остро с партийной прямотой ставить насущные вопросы нашей современной жизни». Но главный противник Ратникова, секретарь райкома Петров, ни в пьесе, ни в спектакле в исполнении Н. Д. Мордвинова жизненной конкретностью не обладал. Положительный герой скорее присутствовал, нежели реально участвовал в действии. Собираетесь в отпуск? Вам понадобятся дорожные сумки на колесиках.
Режиссеры в эти годы предпринимали самые энергичные усилия, чтобы преодолеть схематичность пьес, которые им доводилось ставить. «Доработка» пьесы в театре, во время репетиций стала привычным делом. Чаще всего в этих пьесах варьировалась одна и та же коллизия: творческому отношению к труду, новаторству противопоставлялись консерватизм, косность, неверие в возможности коллектива. Разница была лишь в том, что, например, в пьесе «Степь широкая» Н. Г. Винникова действие развертывалось в колхозных полях, а в пьесе «Совесть» Ю. П. Чеиурина - в заводских цехах.
Обе названные пьесы в Центральном театре Красной Армии в 1949-1950 гг. поставил А. Д. Попов, и в обоих случаях режиссер, словно бы обходя стороной шаблонные центральные ситуации, основное внимание сосредоточил на грандиозных массовых сценах. Полные огня, бурлящие массовки Попову блестяще удавались и прежде, в таких погодинских спектаклях Театра им. Революции, как «Поэма о топоре» и «Мой друг». Теперь, на огромной сцене ЦТКА, массовые сцены у него обрели самодовлеющую ценность, стали и в смысловом, и в эстетическом плане узловыми, ударными моментами режиссерских композиций.