Михаил Задорнов
Главное меню | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
|
Спонсоры проекта |
---|
Флаг
28.05.2017
Я был не прав. Швейцер на этот раз не заблуждался, не уносился от намеченной цели. Он замышлял именно это - ввести зрителей в круг пушкинских героев, показать обстоятельства их появления на свет божий. Он старался понять и увидеть именно это - в плоти драматических сцен, то есть в «плодах мечты», и в живом, в представшем как живое, как жизнью вызванное и жизненно необходимое творчество Пушкина. А то, что экранная реализация такого замысла в высшей степени трудна и что легче легкого скомпрометировать его намерение,- он и сам отлично знал.
Затею с болдинским окном, включением поэта в состав действующих лиц он не отбросил, но роль Пушкина, конкретного лица, гения и человека с этим именем, он не писал. Говорил, что флаг не дает ему права на это, объяснял, что такую роль стыдно, нельзя писать «своими словами», здесь бы нужен подлинный, авторский текст и автором изображенная подлинная среда.
Художник и действительность, поэт и поэзия, сущность творчества и судьба творца - темы, постоянно волнующие Швейцера и определяющие, хоть и не исчерпывающие, содержание многих его фильмов. Образ художника создан в них разными средствами, с неодинаковой отчетливостью и крупностью. Вот сейчас режиссер работает над огромной картиной по «Мертвым душам», среди действующих лиц его будущего фильма появится Автор, для него сочинена в сценарии ведущая и сильная, трагическая роль - обильный материал для нее дан в поэме. И вздумай создатель фильма обойтись без этой роли, без авторского олицетворения, то есть без всего, что представлено в поэме многочисленными личными описаниями и замечаниями, общим характером высказывания и интонационным строем, живой душой знаменитых лирических отступлений, откровенной механикой сюжета, которую, не прячась, запускает в ход он же, автор,- замысел экранизации был бы низведен до фабульного воспроизведения похождений Чичикова, до неактуального протеста против крепостного ярма.
В фильме «Маленькие трагедии» роль поэта все росла и росла, но еще долго истинный герой режиссерских размышлений пребывал «незримым гостем». В конце концов, то есть на телевизионном экране, поэт отображен был и впрямую, собственной персоной, однако не в действии, не в историческом окне.